«Формирование познавательного интереса в семье»
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у
старших дошкольников.
Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:
задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество
стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстра- тивный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обраща- ется к теле- и радиопередачам и т. д.)
рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах
участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, ини- циативу, охотно ли делится своими знаниями)
отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициати- ву, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного мате- риала и пр.)
способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли эле- ментарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности
свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мими- ки, движений при проявлении интереса?
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит.
Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имею- щимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными осо- бенностями, как широта и устойчивость.
Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению зна-
ний. Прочные знания — основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экс- курсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его позна- вательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них
ответы посредством наблюдений, размышлений.
Например, вы с ребенком
прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со вре- мени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспом- нить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравне- нию предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспор-
та (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запе- чатленным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ре- бенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему соответствующие иг-
рушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели, помогите развернуть игру, время от време- ни принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддер- живайте беседы на эту тему.
Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятель- ность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно
сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, от- носитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца.