Очень важно всегда помнить о том, что обучение малыша языку должно доставлять ребенку удовольствие. Если ребенку не нравится то, что вы делаете – прекратите это и попробуйте заниматься по-другому.
Обязательно создавайте мотив для каждого речевого действия малыша: ребенок должен понимать, почему мама говорит на другом языке и зачем ему самому нужно говорить на этом языке.
Совсем маленькие дети овладевают языком на основе имитации, а дети постарше (с 3 лет) – осознанно. Поэтому приемы, которые используются для обучения детей, зависят от их возраста.
Очень важно произносить слова правильно. Иначе малыш усвоит неверное произношение и впоследствии от этого будет очень трудно избавиться. Если вы не уверены, что произносите слово правильно, – уточните произношение по словарю, в котором указана фонетическая транскрипция.
Желательно, чтобы картинки и игрушки, которые вам понадобятся, предназначались исключительно для обучения: сложите их в отдельную коробку – «волшебный сундучок» – и доставайте оттуда только на время занятий. «Волшебный сундучок», а также содержимое в сундучке, должно быть эстетичное, красочное, чтобы увлекало детей.
Содержимое «Волшебного сундучка»
- Тематические картинки.
- Игрушка – главный герой занятий. Лучше всего использовать перчаточную куклу или марионетку.
- Игрушки, изображающие людей, животных, транспорт.
- Строительный материал.
- Материалы для поделок: клей, бумага, краски, кисточки, ножницы, пластилин.
- Разноцветные счетные палочки.
- Аудиокассеты или диски с записью песенок на казахском языке.
С маленькими детьми совместно можно слепить животных. А затем можно разыграть диалог. Например: Давай познакомимся, познакомь нового друга с другими игрушками и т. д.
Очень увлекательно для детей сказка «Теремок». Для этой сказки можно использовать те же персонажи, которые лепили из пластилина. И все это обыграть с ребенком не навязчиво на татарском (или на другом языке). Посмотреть мультфильмы, красочные картинки из «волшебного сундучка».
С детьми по старшего возраста можно поиграть игру «Кто больше назовет игрушки, животных, продукты», «Дай команду», «Угости меня». Постепенно, не навязчиво у ребенка появится словарный запас для дальнейшего обучения казахского языка.