Цель: расширение знаний о вариативности применения и значении потешек в развитии детей.
Задачи :
– познакомить с игровыми приемами взаимодействия с детьми с использованием потешек;
– формировать компетентность родителей в вопросах развития речи детей.
1. Воспитатель приглашает всех участников на традиционное музыкальное приветствие «Здравствуйте, ладошки».
2. Игра – досуг (проводится совместно с детьми и родителями)
Воспитатель: Ребята сегодня мы пойдём в гости к кошечке.
Детки, детки маленьки,
Детоньки удаленьки,
Пройдут по дороженьке,
Топнут, топнут ноженькой(Дети идут по дорожке, топают ножками, доходят до елки)
А на улице зима.
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег
И на ёлке снег, снег
И под ёлкой снег, снег (у елочки дети выполняют движения по показу «ручки вверх – вниз, присели – встали»)
Воспитатель:(под елкой находит кошечку)Здравствуй кошечка,
Как у нашей кошечки (ведущий стимулирует детей погладить игрушку кота)
Шубка очень хороша!
Как у кошечки усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые!
Мы пришли к тебе в гости, будем веселиться.
Подвижная музыкальная игра Е. Железновых «Как котята»
Воспитатель: У кошечки случилось беда.
Тили – бом, тили- бом
Загорелся кошкин дом.
Бежит курочка с ведром,
Заливать кошкин дом.
Раз, раз и огонь погас («поливают» из ведёрок на кошкин дом)
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли кошечке, выручили из беды. А теперь можно отдохнуть и поиграть. (Дети с группой педагогов приглашаются к дидактическим настольным играм, взрослые с педагогом – ведущим проходят на теоретическую часть мастер-класса).
3. Теоретическая часть.
Уважаемые взрослые, сегодня наша встреча началась с досуговой игры, которая, как вы догадались, построена на основе потешек. Мы поговорим о потешках, о том, как их можно использовать, играя с детьми.
Потешка является одним из многочисленных жанров устного народного творчества. Потешки – универсальный народный инструмент, позволяющий решить множество воспитательных задач.
Потешки предназначены для комментирования действий, которые ребенок производит со взрослыми. Главной ее пользой является то, что она позволяет ребенку научиться понимать речь, а также разнообразные жесты и движения. В потешке слова имеют тесную связь с жестами, однако именно слово играет ведущую роль. Эти короткие стишки не является полноценным литературным жанром, а только видом прикладной литературы, поскольку несут в себе специфические задачи.
В нашей стране русские народные потешки и прибаутки пользуются огромной популярностью. Они доставляют огромную радость, поэтому их надо начинать использовать с самого раннего возраста. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух малыша, умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Потешки содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.
Веками потешки помогали взрослым в самых разных моментах воспитания малыша: настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить малыша практически в любой ситуации. В этом фольклорном жанре есть имена, которые можно заменить на имя малыша, к которому они обращены.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с потешками малышу передаются их настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Потешки активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Как читать потешки? Взрослый многократно повторяет малышу потешку. Когда текст уже достаточно хорошо знаком малышу, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Ладушки, ладушки, Где были у….»,«Сорока….». Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок «подсказывает» взрослому нужные слова.
Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие. Целенаправленное и систематическое использование потешек позволяет заложить фундамент психологического благополучия малыша, определяющий успешность его общего развития.
Далее воспитатель предлагает родителям вспомнить знакомые потешки. Уточняет, как часто родители рассказывают их детям.
Воспитатель: Сегодня у Вас, уважаемые родители, будет возможность не только вспомнить потешки, но и рассказать их своим детям, поиграть. Можете пригласить своих детей и пройти за столы. На каждом столе есть потешка, которой может сопровождаться тот или иной режимный момент. Также за каждым столом есть куклы и другие атрибуты, чтобы поиграть с ребеночком. Прочитайте потешку, расскажите ее ребенку, предложите ему вместе с Вами выполнить игровые действия.
– умывание (кукла, полотенце, тазик с водой)
Ай, лады, ай, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Всем улыбаемся.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
– кормление (кукла, ложка, тарелка)
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке.
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.
– одевание на прогулку (кукла, одежда)
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять,
Завязала Катеньке,
Шарфик полосатенький,
Наденем на ножки,
Носочки, сапожки,
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
– подготовка ко сну (кукла, коляска, кроватка)
Ой, люленьки, люленьки,
К нам летели гуленьки.
К нам они летели,
Мы на них глядели.
Летели, летели,
На березку сели.
А березка скрип, скрип,
А мой Вася спит, спит.
– потешка при причесывании (кукла, расческа)
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка. Слушайся.
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу
Взрослые и дети меняются столами, так чтобы все побывали за каждым столом.
4. Игра для взрослых и детей.
Все участники встают в круг и берут в руки веревку, к которой привязан мешочек. В мешочке спрятаны игрушки домашних животных. Пока играет музыка взрослые помогают детям передавать веревку, так чтобы мешочек двигался от одного участника к другому. Когда музыка останавливается, ребенок или взрослый достает из мешочка одну игрушку.
Появление каждой игрушки сопровождается потешкой, стимулирующей детей к звукоподражанию.
Воспитатель: Дети
– Вот собака АВ-АВ
-Возле будки АВ-АВ
-Лает громко АВ-АВ
-На козленка АВ-АВ
-Вот корова МУ-МУ-МУ
-У палатки МУ-МУ-МУ
-Щиплет травку МУ-МУ-МУ
-На лужайке МУ-МУ-МУ
-Вот коза ме-ме-ме
-В огороде ме-ме-ме
-Ест огурчик ме-ме-ме
-Очень вкусно ме-ме-ме
– Вот лошадка и-го-го
-скачет быстро и-го-го
– по дорожке и-го-го
– прямо к дому и-го-го
– Это хрюша хрю-хрю
-Возле дуба хрю-хрю
-Греет спинку хрю-хрю
-Прямо в луже хрю-эрю
Это киса мяу-мяу
Возле печки мяу-мяу
Видит норку мяу-мяу
Ловит мышку мяу-мяу
Воспитатель: Молодцы, ребята! Молодцы, взрослые! Мы надеемся, что всем было интересно. Кто – то вспомнил давно забытое старое, кто – то узнал, что – то новое.
Вам будет домашнее задание, дать волю своей фантазии и придумать как можно больше потешек для похвалы своего ребенка.
А сейчас, давайте с вами традиционно попрощаемся.
Дружно в круг все собирайтесь
Подходите, не стесняйтесь.
Будем рядом стоять
Будем ручками махать.
Дружно очень занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Всем домой пора!
До свидания, до новой встречи!